Нетворкинг: будем знакомы!

22.03.2012

1

Теория

Теория тесного мира, которая легла в основу понятия «нетворкинг», была опубликована американским ученым Стэнли Милграмом более сорока лет назад. Главная мысль этого научного труда заключается в том, что каждый из нас может познакомиться с абсолютно любым человеком, пусть даже живущим на другом конце света. Для этого достаточно цепочки всего из шести контактов. Соответственно, чем больше ответвлений имеет ваша собственная социальная сеть, тем больше у вас шансов завязать знакомство с полезными для вашего бизнеса людьми. Главные отличия нетворкинга от обычного общения — это целенаправленность, организованность и регулярность.

Есть множество определений нетворкинга. Одни понимают под этим искусство, другие — систему взаимовыгодных отношений, третьи — инструмент для достижения личной цели. И каждое определение будет правильным в определенном контексте. И все же нетворкинг — это процесс, заключающийся в поиске, развитии и поддержании отношений, в которых взаимный обмен информацией и опытом способствует развитию и достижению успеха вовлеченных в него людей. Дарси Резак, один из популярнейших авторов в этой области, выделяет два направления в искусстве налаживать связи: позитивное и негативное.

Позитивный нетворкинг — это абсолютно честное, неманипулятивное и бескорыстное заведение знакомств. Вы знакомитесь и общаетесь с людьми для того, чтобы в первую очередь быть им чем-то полезным. По сути позитивный нетворкинг строится по принципу «заплати вперед». Негативный же базируется на идее получить от человека желаемое несмотря ни на что.

Если вы посмотрите на самых успешных людей в вашем городе, индустрии или профессии, то обнаружите, что это те люди, которых знает и уважает большое количество людей. Одной из характерных особенностей наиболее успешных мужчин и женщин (в том числе большинства «сделавших себя» миллионеров) является то, что они постоянно, где бы они ни появлялись, налаживают связи и контакты — практически с каждым, кого они встречают. Развивая в себе навыки нетворкинга, вы сможете быстрее продвигаться, выше подниматься и добиваться большего за меньшее время.

Нетворкинг должен быть неотъемлемой частью маркетингового плана. Связи позволяют генерировать процесс рекламы из уст в уста, который, в свою очередь, выливается в «клиентов по рекомендации». Все предприниматели знают, что реклама из уст в уста является самой эффективной и в тоже время наименее дорогой формой привлечения потребителей. Тем не менее немногие понимают, как ее организовать.

Нетворкинг является процессом налаживания деловых контактов в целях образования отношений, которые затем перерастут в бизнес. Иногда это достигается прямым путем, иногда косвенным — посредством рекомендаций. Зачастую человек, которого вы встречаете, знает кого-нибудь, кто заинтересован в приобретении ваших товаров и услуг.

Визитная карточка – основополагающий инструмент

Очевидно, что нетворкинг весьма полезен в построении карьеры. Но с помощью каких инструментов осуществляется налаживание связей? Можно выделить основной —визитную карточку. Визитная карточка — неотъемлемый атрибут жизни (и завершенного образа) любого делового человека. Кроме того, это главный инструмент нетворкера. Помимо основной своей функции, она может выполнять массу дополнительных. В частности, визитная карточка —важнейший элемент личного бренда своего владельца. Другими словами, если специалист хочет, чтобы его запомнили уже при знакомстве, он должен уделить пристальное внимание своей визитке.

Главной заповедью любого нетворкера должен стать особый, запоминающийся стиль. Поскольку не существует двух одинаковых людей, визитки также должны отражать индивидуальность. Помимо корпоративных, желательно иметь свои личные визитные карточки. Здесь в оформлении вам предоставляется полная свобода, но лучше всего сделать их со вкусом, без излишеств.

Всем известен минимум информации, который должен быть на визитной карточке: фамилия, имя, отчество, должность и контакты. Максимум содержания определяете вы сами. На обратной стороне рабочей визитки можно разместить логотип компании, в которой вы работаете, ее слоган. Ваша личная карточка предоставляет куда больший простор для творчества. Она может содержать информацию о вашем образовании, главных событиях в карьере, достижениях, увлечениях и интересах, а также ваше фото. Визитную карточку, на которой есть лицо, очень сложно выбросить.

Возьмите себе за правило на каждую деловую встречу (бизнес-ланч, конференцию, семинар) брать несколько визиток — никак не меньше семи. Ничего страшного, если часть из них вы не раздадите. Гораздо хуже, если визиток не хватит.

Особое внимание уделите самому процессу обмена визитными карточками. Никогда не отправляйте визитку в карман, не ознакомившись (хотя бы бегло) с ее содержанием. И обязательно прокомментируйте ее содержание или оформление (пусть даже коротко) — ваш собеседник это оценит.

Большое значение имеет стиль вручения визитных карточек. Например, в Японии бизнесмены первыми начали обмениваться визитными карточками с целью презентации своей персоны, и поэтому там очень серьезно подходят к церемонии вручения: визитку преподносят, держа двумя руками, с низким поклоном.

Специальные мероприятия

Нетворкинг — это не врожденный, а приобретаемый навык. Он развивается посредством изучения, тренингов и практики. Большое количество бизнесменов затрачивают много времени на попытки нетворкига, но только совсем немногие посвящают время тому, чтобы научиться делать это правильно. Научиться нетворкингу можно из книг, прослушивая аудиозаписи, посвященные нетворкингу, и общаясь с людьми, у которых это неплохо получается. И самое главное, необходимо практиковать изученное.

Перед тем как отправиться на какое-либо мероприятие по нетворкинку, вам необходимо иметь четко определенные и реалистичные цели. Большинство людей отправляются на такие мероприятия с целью раздать столько визитных карточек, сколько удастся. Это неправильно. Ваша цель не должна состоять только в раздаче визиток. Как уже было описано выше, это важно, но должно использоваться вкупе с другой основополагающей целью. А ваша цель еще и в том, чтобы получить максимум визитных карточек и информации, построить максимум возможных контактов, которые выльются в серьезные деловые отношения.

На мероприятиях по нетворкингу позаботьтесь о том, чтобы на вашей именной нагрудной карточке было название вашей компании или профессии (с должностью). Всегда имейте при себе достаточное количество профессионально оформленных визиток. На задней стороне визитных карточек, которые вы получите, делайте заметки, которые в будущем позволят вам вспомнить человека. Всегда имейте при себе визитницу с карточками других людей, с которыми вы поддерживаете деловые отношения, чтобы в случае чего передать соответствующую визитку человеку, заинтересовавшемуся их товарами или услугами.

Посещая такие мероприятия, приветствуйте людей, вручайте им визитную карточку, а затем просите их карточки. Представляйтесь людям коротко, эффективно и так, чтобы они вас запомнили. Выделите время и попрактикуйте ваше приветствие —чтобы максимально использовать ваши первые 60 секунд. Подготовьте краткое описание того, чем вы занимаетесь, рассказ о товарах и услугах, которые вы предлагаете.

В качестве примера приводим простую и эффективную последовательность того, как вы можете представиться:

—Назовите свое имя.

—Назовите свою компанию или профессию.

—Расскажите о преимуществах какого-либо одного товара или услуги, чтобы дать людям понять, чем вы можете быть им полезны.

—Дайте им возможность представиться и внимательно их слушайте.

Ключевым фактором успеха в нетворкинге является последующий контакт. Как и при любой другой форме маркетинга, для того чтобы построить взаимоотношения, необходимо время. Наладив на встрече с человеком контакт, вам необходимо сделать следующий шаг, пригласив его выпить чашку кофе, пообедать или встретиться после работы. Через 24 часа после встречи обязательно отправьте им письмо по электронной почте или записку, в которой упомяните несколько основных моментов вашей первоначальной встречи. Это отличный способ наладить отношения.

Всегда помните, что наиболее успешны те люди и компании, которые заслуживают доверия людей. А чтобы заслужить доверие, нужен не один день. Вам необходимо добиться уверенности в вас других людей, развивая долгосрочные отношения. Только тогда у вас появятся новые клиенты, рекомендованные людьми, с которыми вы наладили отношения посредством нетворкинга.

Все это сводится к следующему: вы можете получить в бизнесе или в жизни все, что захотите, если готовы помочь другим людям получить того, чего они желают. Это простой и проверенный временем универсальный закон. Несмотря на это, для многих людей он еще остается тайной. Когда вы несколько человек в день направляете в другие компании в рамках вашей сети, вы обнаруживаете, что дверь открывается не только в одну сторону: ежегодно тысячи клиентов будут стремиться покупать у вас, так как к вам их будет направлять сила нетворкинга.

Преимущества нетворкинга

Как показывают различные исследования, степень удовлетворенности своей карьерой находится в зависимости от степени участия в социальных сетях (в широком смысле). Чем больше человек вовлекается в общение с другими людьми, тем чаще происходят продвижения по службе, а также возрастает степень карьерной удовлетворенности. Чем шире ваш круг общения, тем больше граней мира вы можете постичь.

Три плюса использования нетворкинга:

1. Расширение круга контактов, помогающее развить бизнес и решить различные проблемы. Чем больше людей вы знаете и чем в лучших отношениях вы с ними находитесь, тем большего успеха добьетесь в своей профессии.

2. Развитие собственных коммуникативных навыков.

3. Получение удовольствия от жизни и общения с интересными людьми. Нетворкинг —важное подспорье в карьере. Персону с грамотным нетворкингом деловое сообщество должно идентифицировать как профессионала. Размещая сведения о себе в многочисленных социальных сетях, человек сигнализирует об открытости к общению. Конечно, простое знакомство и единственная встреча работать и приносить пользу сами по себе не будут. Чтобы получить дивиденды с любого предприятия, в него нужно вкладывать инвестиции. И нетворкинг — не исключение.

Ксения Герасимова

 

Мнение эксперта:

Виктор Буланкин:

1

 «Нетворкинг» — иностранное слово, и большинству оно незнакомо. Проще  сказать по-русски — полезные связи. Связи всегда имели большое значение в  любом бизнесе, особенно это касается медиабизнеса, которым я занимаюсь  много лет. Никогда не знаешь, какой человек и в каком случае может  оказаться полезным, кто даст незаменимый совет, окажет поддержку… Мне  приходилось сталкиваться с людьми из самых различных социальных слоев,  многим из них я благодарен. Говорят, что все люди на Земле знакомы через  шесть рукопожатий. Чем больше знакомств, тем больше шансов охватить  максимальное количество возможностей. Бизнес — это всегда отношения  людей. Тут без умения создавать и поддерживать связи ничего не получится.  Самый важный инструмент для меня в нетворкинге — самому быть полезным  моим друзьям, коллегам, знакомым. Если ты оказал кому-то безвозмездную  услугу — по-дружески, по-человечески, он вряд ли это забудет. Вполне  возможно, придет время, и то хорошее, что ты сделал, вернется к тебе. Что  касается ошибок, которые может допустить начинающий нетворкер, то здесь я  бы выделил одну, но очень важную. Связи связями, но трезвый взгляд и верная  оценка ситуации должны быть на первом месте. А то чаще получается так:  выбирая между несколькими бизнес-партнерами, руководители предпочитают  тех, кого просто лучше знают, а не тех, кто объективно выгоднее. Это у нас в  менталитете, наверное — считать, что «по знакомству» безопаснее. Но это не  всегда так. Жизнь гораздо мудрее. 


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Как создать новый бизнес, новое направление

Сложности с открытием новых бизнесов, направлений.

Подробнее показать все »

Проекты

2015

Аудит системы маркетинга компании "Фловинчи"

Подробнее показать все »

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 22.03.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

Информационная рассылка Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года

Изменение действующего законодательства, полезные статьи для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года.

Подробнее показать все »